
На недавнем собрании акционеров Tesla генеральный директор Илон Маск сообщил, что подробности об электрическом грузовике Tesla Semi появятся в сентябре. Шумиха по поводу грузовиков на электрической тяге становится все более громкой в последние годы.
Тесла — не единственная компания, которая занимается грузовым транспортом. Корпорация Cummins недавно представила электрическую систему мощностью 140 кВт/ч
для тяжелых грузовиков класса 7. Данная машина может проехать 100 миль без подзарядки и при этом тащить 22-х тонный трейлер. Гибрид с генератором и дизельным двигателем способен увеличить расстояние до 300 миль. Как и Tesla Semi, он нацелен на рынок коротких маршрутов, где маршруты хорошо известны и находятся в пределах необходимого аппаратного обеспечения для работы грузовиков. Корпорация Cummins не выпускает грузовики, но она производит двигатели, поэтому это заявление является скорее доказательством концепции того, что создание полностью электрических грузовых автомобилей это реальность и дает производителям грузовых автомобилей выбор, какой двигатель установить – дизельный или электрический.
Tesla Semi имеет приблизительную дальность поездки без дозаправки 200 – 300 миль. Обычный дизельный тягач с полными баками способен проехать до 1000 миль, что делает его серьезным конкурентом при езде на дальние дистанции. Также для электрических грузовиков необходима специальная инфраструктура для технического обслуживания и зарядки в пути. Исходя из этого можно сделать вывод, что электрические тягачи вряд ли смогут конкурировать с дизельными при перевозках на длинные дистанции, а вот рынок перевозок на короткие расстояния они вполне могут отвоевать у дизельных транспортных средств.
Электрические грузовики имеют много преимуществ по сравнению с их бензиновыми и дизельными аналогами. Электрооборудование имеет более низкий уровень выбросов в окружающую среду и эксплуатационные расходы, потому что электродвигатели требуют меньше обслуживания, чем двигатель внутреннего сгорания. На данный момент электричество дешевле, чем дизельное топливо или бензин, а использование солнечной энергии для зарядки аккумуляторных батарей может быть вариантом для некоторых компаний реализовать подзарядку транспортного средства прямо в пути.
Проблемы таких грузовиков – практически аналогичны с проблемами на легковых
электромобилях, особенно это касается выбора места для установки аккумуляторных
батарей, их стоимости и веса. Хотя рынок электромобилей с каждым годом неуклонно растёт и технологии развиваются, всё же есть проблемы, в том числе и вышеупомянутые, которые серьезно ограничивают рост рынка электромобилей.
Часть проблемы с грузовиками и аккумуляторами — это необходимое пространство, так как это влияет на количество перевозимого груза. Если аккумуляторные батареи могут содержаться только в кузове машины, это будет менее проблематично, так как стандартные прицепы не будут нуждаться в модификации для использования в связке с «электровозами».
Тесла, скорее всего, включит некоторые из своих систем помощи водителям (ADAS) во все грузовики, которые они выпускают, но маловероятно, что самоходные грузовики появятся в ближайшее время. С другой стороны, построение машин в колонны — более вероятный сценарий, доступный в более короткий срок. У ведущего грузовика в колонне будет водитель, а в остальных машинах нет.
Другие проблемы в области перевозок на небольшие дистанции включают более низкий доход на милю, по сравнению с перевозками на длинные дистанции, что делает время возврата инвестиций в электротранспорт значительно ниже. Транспортные средства на электрической тяге, как правило, надежней и менее прихотливы в обслуживании, хотя на это может повлиять «качество» электрического грузовика в сравнении с существующими моделями с двигателями внутреннего сгорания.
Сниженная стоимость топлива из-за перехода на электроэнергию может помочь компенсировать более высокие первоначальные издержки, связанные с батареями. Остальные затраты, такие как заработная плата и льготы водителя, лизинговые платежи и страхование, останутся практически неизменными.
Рынок грузовиков на электрической тяге будет сильно отличаться от рынка потребительских электромобилей. К оценке электрических тягачей будут подходить значительно ответственней и обращать внимание на расположение батарей, их состав, грузоподъемность и много других факторов.
Еще одна возможная сложность при эксплуатации грузовиков на электрической тяге – это сложность замены аккумуляторных батарей. Из – за конструктивных особенностей у грузовиков это может выполняться значительно сложнее, чем у легковых электромобилей. Также водители для грузовиков на электрической тяге должны будут проходить специальные курсы обучения вождения именно этих машин, эксплуатация которых будет отличаться от обычных дизельных тягачей.
Такие компании, как Walmart, UPS и FedEx, наблюдают за развитием электрической тяги в грузовом транспорте. Крупные производители тягачей также активно следят за развитием рынка электротяги и готовы выпускать новые образцы техники, чтобы удовлетворить запросы современного рынка транспортных средств.