Электрический двигатель — электромеханический преобразователь электрической энергии постоянного или переменного тока в механическую энергию.
К станочным электродвигателям предъявляются высокие технико- экономические требования, такие, как значительный к.п.д. и надежность, минимальный момент инерции, широкий диапазон регулирования, высокая равномерность частоты вращения, большая перегрузочная способность, жесткость механических характеристик, низкий уровень шумов и вибраций, невысокая металлоемкость на единицу мощности, сравнительно малая масса и пониженная стоимость.
Энергетические характеристики электродвигателей улучшаются вследствие совершенствования конструкций и применения высококачественных электротехнических материалов, а их динамические характеристики — в результате уменьшения массы вращающихся частей двигателя или увеличения отношения длины сердечника ротора к его диаметру.
Отечественная электротехническая промышленность выпускает электрические двигатели единых серий.
Одним из основных исполнений единых серий электрических двигателей переменного и постоянного тока — это двигатели общего назначения, которые могут применяться не только в станкостроении, но и в различных отраслях народного хозяйства. Выпускаются также и специальные серии двигателей, предназначенные для использования в определенных условиях.
В настоящее время электротехнические заводы нашей страны изготовляют двигатели постоянного тока серии 2П, асинхронные двигатели единых серий 4А и АИ, синхронные электродвигатели серии СД-2 и др. Двигатели этих серий обладают высокими технико- экономическими показателями и по своим характеристикам не уступают двигателям, выпускаемым ведущими зарубежными фирмами.
Двигатели постоянного тока и асинхронные электродвигатели вышеперечисленных единых серий широко используются в станкостроении. Двигатели приводов узлов и механизмов станков должны иметь вращающий момент, равный или незначительно превышающий момент сопротивления механизма при всех режимах работы; частоту вращения двигателя и диапазон ее регулирования, соответствующий скорости перемещения станка; конструктивно двигатель должен легко сопрягаться с узлом станка и быть надежно защищен от внешних воздействий, включая возможность попадания в него смазочно- охлаждающих жидкостей.
Правильность выбора того или иного электродвигателя определяется отсутствием его перегрева выше допустимой температуры и наличием необходимого вращающего момента при заданной частоте вращения для приведения узла или механизма в движение.
Электродвигатели привода главного движения должны работать при максимальной мощности на любой ‘заданной частоте вращения шпинделя. Однако большие вращающиеся массы, превышающие момент инерции самого двигателя главного привода, создают трудности при значительных изменениях инерционных моментов нагрузки.
Для осуществления оптимальных режимов резания и максимальной производительности обработки двигатели главного привода должны иметь максимальный вращающий момент, от которого зависит стабильность нагрузки и возможность кратковременной перегрузки во всем диапазоне регулирования привода.
Для двигателей приводов подач основными требованиями, для повышения качества, точности, производительность обработки, есть ничто иное как независимость скорости вращения механизма от вращающего момента и момента сопротивления, возможность осуществления больших ускорений, максимально широкий диапазон регулирования частоты вращения при высокой равномерности, особенно при работе на малых частотах вращения инструмента.
Таким требованиям удовлетворяют специальные двигатели постоянного тока — высокомоментные (например, серии ПБВ), малоинерционные серии ПТГ, а также шаговые электродвигатели серии ШД.
К двигателям, используемым во вспомогательных приводах (например, электронасосах), предъявляются дополнительные требования, связанные с простотой конструкции, дешевизной и надежностью. В качестве таких двигателей применяют в основном трехфазные асинхронные двигатели с коротко- замкнутым ротором серии 4А.
При эксплуатации станочных электродвигателей необходимо следить за их чистотой, в особенности обмоток и коллектора (у двигателей постоянного тока), они не должны быть загрязнены как с внешней, так и с внутренней стороны, в них не должна попадать влага, пыль, масло.