При выполнении практических расчетов мощности электродвигателя в системе электропривода сталкиваются не только с определением полных потерь, но и иногда с подсчетами их составляющих. Постоянные потери легко определить, если известно номинальное КПД ηном, и значение КПД ηх, которое будет соответствовать какому-то значению мощности Рх.
Полные потери в двух этих режимах составят:
Где: Qх – потери, которые соответствуют мощности Рх, а ξ – допустимая загрузка двигателя при отклонении температуры окружающей среды от стандартной;
Вычтем из равенства один равенство два и получим переменные потери при номинальном режиме:
Подставив значение qпер.ном в выражение потерь номинальных, найдем значение qпост:
Если мы введем в выражение коэффициента γ найденные значения постоянных и переменных потерь, то получим:
Откуда выражаем:
Зависимость КПД электродвигателя от полезной мощности будет иметь вид:
Разделение потерь также может быть произведено исходя из того условия, что КПД электродвигателя будет иметь максимальное значение, когда выполнится условие равенства переменных и постоянных потерь:
Где: ηмакс – значение максимальное КПД двигателя;
Рη – мощность, которая соответствует максимальному значению КПД;
Qη – потери в этом же режиме;
Выразив Рη через номинальную мощность и коэффициент получим:
При нагрузке, отвечающей ηмакс. получим:
Откуда:
Также довольно часто возникает необходимость определить КПД электромашины ηх, при частичной загрузке и известном коэффициенте γ:
При номинальном значении:
При частичной нагрузке:
Полные потери при частичной загрузке электродвигателя:
Выразив Qном через мощность номинальную электрической машины, получим следующее:
Отсюда же и находим КПД при частичной загрузке: