Очень много электроприводов в цикле своей работы должны изменять направление своего вращения. Это вызвано технологическими процессами и в некоторых случаях необходимостью проведения иных действий системы (аварийный реверс). Например, подъемная машина – подняв груз вверх, подъемник должен опустится вниз, чтоб забрать очередной груз. Аварийный реверс может быть применен в прокатных станах, при заклинивании валка или перекосе заготовке при прокатке металла. В данной статье мы рассмотрим наиболее часто применяемые схемы включения реверсивных электроприводов постоянного тока.
Основные схемы таких электроприводов приведены в таблице ниже:
Выбор какой – либо из представленных схем производится исходя из технологического процесса работы установки.
Если при остановке производственного механизма предусмотрена пауза (подъемная машина при разгрузке или погрузке), то можно применить схему с контактным реверсором. При паузе (разгрузке) двигатель остановлен по технологическому требованию и время переключения контактов реверсора не окажет никакого влияния на скорость протекания технологического процесса.
Если пауза не предусмотрена (прокатный стан горячей прокатки), где полоса раскаленного металла будет многократно пропускаться через прокатные валки, пауза при реверсе электропривода скажет существенное влияние на количество выпускаемой продукции и затраты на ее производство (затягивается время производства, а следовательно тратится больше ресурсов на поддержание температуры металла для прокатки). Здесь схема с контактным реверсором будет не актуальна. В такой системе применяют реверсивный преобразователь с реверсом по якорной цепи (индуктивность якоря значительно меньше чем обмотки возбуждения, соответственно скорость нарастания тока будет больше в якоре чем в ОВ и реверс по якорю произойдет быстрее). В сравнении с контактным реверсором время реверсирования машины происходит значительно быстрее при использовании реверсивного якорного преобразователя.
Также проводить частые технические обслуживания реверсоров, поскольку они содержат механические контакты, которые постепенно изнашиваются и имеют меньший срок службы чем тиристоры.
Схемы с реверсом по цепи возбуждения, как правило, применяют для машин большой мощности, так как токи возбуждения и якоря отличаются иногда в несколько раз, что напрямую отражается на стоимости преобразователя и его габаритных размерах. Но применение таких систем существенно снижает быстродействие, в отличии от реверсивных якорных преобразователей.
Данные системы электроприводов, при определенных условиях также позволяют реализовать рекуперативное торможения электродвигателя (с отдачей энергии в сеть). Это особенно актуально при частых пусках и торможениях механизмов, так как позволяет при торможении преобразовывать кинетическую энергию механизма в электрическую и возвращать ее обратно в сеть.
Поэтому при выборе системы реверсивного электропривода постоянного тока необходимо учесть технологические факторы и экономическую целесообразность использование выбранной системы, чтоб подобрать максимально эффективную систему электропривода.