
Автоматические линии, гибкие производственные системы так же, как и отдельные станки, компонуются в основном комплектным унифицированным электрооборудованием, что позволяет, в свою очередь, унифицировать и сложные системы управления. От тщательности монтажа всех узлов и элементов электрооборудования зависит надежность и бесперебойность производства. В значительной степени монтаж электрооборудования облегчается при его секционировании в соответствии с секционированием принципиальных электрических схем. В этом случае для каждого отдельного механизма выполняется панель управления, а все остальное электрооборудование размещается непосредственно нд механизме. При секционировании каждый механизм и станок имеют автономное управление и может осуществляться его быстрая переналадка. Наиболее высокой степенью автономности обладают универсальные станки, встраиваемые в автоматические линии с гибкими транспортными связями.
Рациональное размещение электроаппаратуры на технологическом оборудовании облегчает ее эксплуатацию, позволяет быстро находить и устранять неисправности, в результате этого повышается производительность обработки.
Для устранения опасности проникновения в электрооборудование влаги, эмульсии и стружки его размещают в герметизированных шкафах и коробах. Наиболее часто применяют унифицированные одно- и многосекционные электрошкафы пыле- и влагонепроницаемого исполнения. Для избежание попадания масла и эмульсии в электрошкафы и ниши входы в них выполняют обычно снизу, а не сверху.
При размещении электрооборудования стараются отделять слаботочные электроаппараты от силовых, лучше всего располагать слаботочные аппараты в отдельных шкафах.
Элементы электронных устройств систем управления обычно объединяют в отдельные блоки, помещают их в электрошкафы и соединяют с остальной аппаратурой штепсельными разъемами.
Электроаппараты, установленные на транспортных и разгрузочно- загрузочных устройствах, объединяются в самостоятельные блоки, к которым подводятся питающие провода от шкафа управления или близстоящего станка.
При соединении отдельных механизмов линии с электрошкафами в большинстве случаев применяют верхнюю разводку соединительных проводов. Такая разводка предохраняет провода от попадания в них влаги, масла, стружки, а также позволяет быстро заменять те из них, которые вышли из строя. При верхних разводках прокладываемые провода подсоединяются к отдельным механизмам и агрегатам через распределительные коробки, в которых монтируются наборы зажимов.
Электрооборудование, установленное на неподвижных узлах механизмов автоматической линии, соединяется проводами, проложенными в стальных водогазопроводных трубах или металлорукавах. При большом числе электрических аппаратов на механизмах линий вместо труб и металлорукавов применяются плоские короба небольших сечений, что обеспечивает повышение качества и надежности соединений, а также улучшает внешний вид самой линии.
В некоторых случаях верхняя разводка является неприемлемой, так как она может мешать работе цеховых транспортных средств. Тогда применяют прокладку проводов в газовых трубах, уложенных на некоторой глубине от уровня пола. Такая разводка не искажает
внешнего вида автоматических линий и дешевле прокладки в верхних коробах. Однако замена проводов при этом очень затруднительна.

где:1 — главный электрошкаф, 2 — короб верхней разводки, 3 — электропривод насосной станции, 4 — станки, 5 — наладочные пульты, 6 — электрошкафы станков, 7 — пульты управления станками, 8 — центральный пульт управления, 9 — электропривод тран¬спортера, 10 — электропроводка в металлических трубах.
На рис. 1 показано расположение электрооборудования на автоматической линии. Панели управления станками и сами станки установлены рядом. Электрооборудование, расположенное на подвижных и неподвижных узлах, соединяется, как правило, гибкими проводами в эластичной защитной оболочке (металлорукаве), шлангом или многожильным кабелем. Различают несколько способов исполнения шланговой электропроводки: свободная (рис. 2, а), блочная (рис. 2, б) и гусеничная (рис. 2, в). Выбор того или иного способа исполнения зависит от длины и направления перемещений подвижной части станков.

где: а — свободна в, б — блочная, в — гусеничная
Для облегчения монтажных работ, а также ускорения нахождения неисправных аппаратов и их замены все электрооборудование, установленное на механизмах автоматической линии или ГПС, маркируется в соответствии с обозначениями на принципиальной электрической схеме с помощью специальных табличек, прикрепляемых на каждом механизме. Эксплуатация автоматических линий и ГПС возможна только после окончания всех монтажных и пусконаладочных работ. В процессе эксплуатации персонал должен непрерывно наблюдать за состоянием оборудования, в том числе и электрического. Существенную помощь при этом оказывают сигнальные лампы, информационные табло и пульты.
Довольно часто при эксплуатации автоматических линий встречается неисправность вводного автомата, проявляющаяся в изменении положения рукоятки из-за наличия напряжения на катушке дистанционного расцепителя.
Во время пуска одновременно нескольких электродвигателей большой мощности может произойти разрегулирование расцепителя автомата, в результате этого он отключается. Причинами отключения вводного автомата при работе линии является также короткое замыкание в силовых цепях или случайное механическое воздействие на элементы аварийной остановки. Если при включении вводного автомата не включаются цепи управления и не загорается лампа «Цепи управления», то необходимо либо проверить надежность включения собственных автоматов этих цепей, либо искать повреждение в цепях включения аппаратуры управления. Включение на центральном пульте лампы «Контроль изоляции» свидетельствует о замыкании на «землю» одной из фаз цепей управления, которое надо быстро найти с помощью схемного контроля и устранить. При повышенном нагреве электродвигателей механизмов линии срабатывает их защита. Причинами могут являться увеличенные нагрузки на двигатель из-за затупления режущего инструмента или увеличенного припуска, а также обрыв фазы или витковые замыкания обмотки двигателя. Срабатывание защиты электродвигателей может произойти также и при разрегулировании защитных аппаратов, поэтому профилактическая проверка этих аппаратов является важным мероприятием, повышающим безотказность работы линии.
Предотвратить или свести к минимуму простои оборудования позволяет плановая система технического обслуживания автоматических линий и ГПС, включающая в себя техническую подготовку к работе, техническое обслуживание, профилактику и восстановление работоспособности (ремонт) отказавших элементов. Все мероприятия по планово-предупредительному ремонту электрооборудования должны проводиться в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности. Эти мероприятия включают в себя межремонтное обслуживание, а также малый, средний и капитальный ремонты. Межремонтное обслуживание заключается в поддержании электрооборудования в чистоте, в наблюдении за его нормальной работой и устранении мелких неисправностей. Малый ремонт производится не реже двух раз в год без разборки электрооборудования. Сложные операции, включающие разборку электродвигателей и аппаратов, выполняют при среднем ремонте. Капитальный ремонт осуществляют по мере необходимости. Он включает в себя разборку и полный ремонт электродвигателей, замену электрических аппаратов. Обычно средний и капитальный ремонты электрооборудования проводятся одновременно с ремонтом механических узлов.
При работе с элекрооборудованием необходимо выполнять следующие правила техники безопасности. При отсутствии подачи на линию электроэнергии необходимо выключить вводной автомат. Запрещается приступать к работе при отсутствии ограждающих устройств на токопроводящих частях электрооборудования и электродвигателях, неисправности заземляющих устройств. При уходе персонала даже на короткое время, а также при уборке, смазке и чистке оборудования необходимо выключать линию, сняв с нее напряжение путем отключения вводного автомата. Необходимо также тщательно закрывать двери всех электрошкафов и крышек распределительных коробок. Запрещается снимать и нарушить предусмотренные схемой блокировки, а также проводить работу при неисправных системах контроля и сигнализации.