Частотное управление электроприводами активно развивается и все чаще можно услышать о новом методе управления, или улучшенном частотнике, или о внедрении частотного электропривода в какой-то сфере, где ранее никто и подумать не мог что это возможно. Но это факт!
Если мы внимательно рассмотрим электродвигатели, к которым применяют частотное регулирование – то это асинхронные или синхронные трехфазные двигатели. Существует несколько разновидностей преобразователей частоты. Но ведь есть и однофазные асинхронные машины, почему прогресс не касается их? Почему частотное управление не применяют так активно к однофазным машинам? Давайте рассмотрим.
Содержание:
- Принцип работы однофазной асинхронной машины
- Основные виды однофазных электроприводов
- Двигатели с пусковой обмоткой
- Конденсаторный двигатель
- Частотное регулирование однофазных асинхронных электродвигателей
Принцип работы однофазной асинхронной машины
При однофазном питании асинхронника в нем вместо вращающегося магнитного поля возникает пульсирующее, которое можно разложить на два магнитных поля, которые будут вращаться в разные стороны с одинаковой частотой и амплитудой. При остановленном роторе электродвигателя данные поля создадут моменты одинаковой величины, но различного знака. В итоге результирующий пусковой момент будет равен нулю, что не позволит двигателю запустится. По своим свойствам однофазный электродвигатель похож на трехфазный, который работает при сильном искажении симметрии напряжений:
на рисунке а) показана схема асинхронной однофазной машины, а на б) векторная диаграмма
Основные виды однофазных электроприводов
Как упоминалось однофазный двигатель не может развивать пусковой момент, следствием чего становится невозможность его самостоятельного запуска. Для этого придумали несколько способов компенсации магнитного поля противоположного по знаку основному.
Двигатели с пусковой обмоткой
В данном способе пуска кроме основной обмотки Р, имеющей фазную зону 1200, на статор наматывают еще и пусковую П, которая имеет фазную зону 600. Также пусковая обмотка сдвигается относительно рабочей на 900 электрических. Для того, чтоб создать фазовый сдвиг между токами обмоток Iр и Iп последовательно в пусковую обмотку подключают элемент, приводящий к сдвигу фаз ψ (фазосдвигающее сопротивление Zп):
Где: а) схема подключения машины, б) векторные диаграммы при использовании различных сопротивлений.
Наилучшими условиями для пуска будет включения конденсатора в пусковую обмотку. Но поскольку емкость конденсатора довольно велика, соответственно и его стоимость и габариты тоже возрастают. Зачастую его применяют для получения повышенного момента для пуска. Пуск с помощью индуктивности имеет наихудшие показатели и в настоящее время не используется. Довольно часто могут применять запуск с помощью активного сопротивления, при этом пусковую обмотку делают с повышенным активным сопротивлением. После запуска электродвигателя пусковая обмотка отключается. Ниже показаны схемы включений и их пусковые характеристики:
Где: а,б) двигатели с пусковой обмоткой, в,г) конденсаторные
Конденсаторный двигатель
Данный тип электродвигателя имеет две рабочие обмотки, в одну из которых подключают рабочую емкость Ср. Данные обмотки сдвинуты относительно друг друга на 900 электрических и имеют фазные зоны тоже 900. При этом мощности обеих обмоток равны, но их токи и напряжения различны, также различны количества витков. Иногда величины конденсатора рабочего не достаточно для формирования нужного пускового момента, поэтому параллельно ему могут вешать пусковой, как это показано на рисунке выше. Схема приведена ниже:
Где: а) схема конденсаторного электродвигателя, б) его векторная диаграмма
В данном типе однофазных машин коэффициент мощности cosφ даже выше чем у трехфазных. Это объясняется наличием конденсатора. КПД такого электродвигателя выше, чем однофазного электродвигателя с пусковой обмоткой.
Частотное регулирование однофазных асинхронных электродвигателей
Итак, все чаще появляются предложения частотных преобразователей, которые могут управлять однофазными асинхронными машинами. В силу того что частотники предназначены для работы с трехфазными машинами, то для регулирования оборотов однофазной машинами необходим особый вид частотного преобразователя. Это обусловлено тем, что трехфазные и однофазные машины имеют немного разный принцип работы. Давайте рассмотрим схему включения, которую предоставляет один из официальных производителей частотных преобразователей для однофазных машин:
Это схема прямого подключения. Где: Ф-фаза питающего напряжения, N-нейтральный проводник, L1, L2 – обмотки двигателя, Ср – рабочий конденсатор.
А вот схема подключения преобразователя:
Как мы можем видеть, конденсатор при включении данной схемы отключается. Обмотка L1 переключается к выходу преобразователя фазы А, а L2 к В. Общий провод подключается к выходу С. Тем самым мы фактически получили двухфазную машину. Фазовый сдвиг теперь будет реализовывать частотный преобразователь, а не конденсатор. На выходе преобразователя будет обычное трехфазное напряжение.
Данный способ частотного регулирования трудно назвать однофазным, так как при питания двигателя от сети напрямую необходимо опять восстанавливать схему с конденсатором. Более того, этот способ регулирования частоты НЕ ПОДХОДИТ для машин с пусковой обмоткой, так как сопротивление рабочей и пусковой обмотки не равны, появится асимметрия.
Можем сделать вывод, что данный вид частотного регулирования подходит не всем электродвигателям, а только конденсаторным. Более того, при такой схеме подключения необходимо провести переподключение обмоток внутри электродвигателя (в коробке выводов электродвигателя), что после переподключения не позволит работать ему от сети напрямую. Поэтому если вы собираетесь питать электродвигатель от однофазной сети через частотник, то, может быть стоит купить преобразователь, который питается от однофазной сети, а двигатель обычный, трехфазный. Это лучше с точки зрения работы самой машины, также отсутствуют переделки внутри электрической машины. Если вы собираетесь таким образом модернизировать систему, то внимательно изучите характеристики электродвигателя, преобразователя, чтоб избежать пустой траты средств или выхода из строя элементов системы.
Тупиковая статейка.
В однофазном-конденсаторном обмотки смещены на 90гр, а на выходе из частотника три фазы 120гр. Как это будет нормально работать?
Я не спорю,что от частотника однофазный двигатель запустится, но потеря мощности слишком большая что-бы назвать схему подключения работоспособной.
Согласен. Энергетические показатели электропривода трехфазного и однофазного при частотном регулировании будут не в пользу однофазного. Однако для однофазного регулирования существуют специальные частотные преобразователи, где вопросы сдвига фаз учтены специальным алгоритмом. Обычный трехфазный частотник не подойдет для однофазного включения. Более подробно преобразователи частоты для однофазных электродвигателей мы рассмотрим в последующих статьях.
Не пишите чушь если не разбираетесь в вопросе! Кто в статье писал что однофазный двигатель подключается к стандартному трехфазному частотнику? Уже довольно давно выпускают специальные частотники для 1-ф конденсаторных двигателей, так вот там сдвиг фаз такой какой необходим однофазнику поэтому и конденсатор нужно выбросить.
Сергей, можно ссылку где такие специальные частотники продают.
120 градусов относительно чего? Относительно N? так в подключении двигателя N не участвует.
Вот если рассмотреть фазы А и В относительно С (как подключен двигатель на картинке), то сдвиги фаз будут совсем другие.
Проблема в том, что обмотка с конденсатором (пусковая?) имеет совсем другое сопротивление чем рабочая. А обычный частотник не умеет подавать на разные обмотки разное напряжение…
Для регулирования частоты при однофазном подключении подходят только конденсаторные электродвигатели, у которых нет пусковой обмотки. Обмотка с конденсатором, показанная на схеме, не пусковая, а рабочая. Она не выводится с работы после пуска. По схеме подключения, конденсатор удаляется, а обмотка, которая подключалась к фазе через него, подключается к отдельной фазе частотного преобразователя. К фазе частотного преобразователя подключается и N. Преобразователь частоты, предназначенный для регулирования именно однофазных асинхронных машин, генерирует переменное напряжение с учетом особенностей их конструкций. На схеме подключения это показано.
>К фазе частотного преобразователя подключается и N.
Не понятная фраза. Для схемы N-нейтраль питающего напряжения, а двигатель подключен к выходу ПЧ. А у выхода ПЧ маркировка выходов А, В и С
У специализированных частотников для управления однофазными асинхронными машинами к точке С частотного преобразователя подключается общий провод обмоток L1 и L2, к которому ранее подключалась нейтраль (схема выше).
Я смотрю тут собрались не лучшие специалисты по асинхронным двигателям.