Монтаж, размещение и эксплуатация электрооборудования автоматических линий и ГПС на промышленных предприятиях

Автоматические линии, гибкие производственные системы так же, как и отдельные станки, компонуются в основном комплектным уни­фицированным электрооборудованием, что позволяет, в свою очередь, унифицировать и сложные системы управления. От тщательности монтажа всех узлов и элементов электрооборудования зависит надежность и бесперебойность производства. В значительной сте­пени монтаж электрооборудования облегчается при его секциониро­вании в соответствии с секционированием принципиальных электри­ческих схем. В этом случае для каждого отдельного механизма выполняется панель управления, а все остальное электрооборудова­ние размещается непосредственно нд механизме. При секциониро­вании каждый механизм и станок имеют автономное управление и может осуществляться его быстрая переналадка. Наиболее высокой степенью автономности обладают универсальные станки, встраивае­мые в автоматические линии с гибкими транспортными связями.

Рациональное размещение электроаппаратуры на технологическом оборудовании облегчает ее эксплуатацию, позволяет быстро нахо­дить и устранять неисправности, в результате этого повышается производительность обработки.

Для устранения опасности проникновения в электрооборудование влаги, эмульсии и стружки его размещают в герметизированных шкафах и коробах. Наиболее часто применяют унифицированные одно- и многосекционные электрошкафы пыле- и влагонепроницаемо­го исполнения. Для избежание попадания масла и эмульсии в электрошкафы и ниши входы в них выполняют обычно снизу, а не сверху.

При размещении электрооборудования стараются отделять сла­боточные электроаппараты от силовых, лучше всего располагать слаботочные аппараты в отдельных шкафах.

Элементы электронных устройств систем управления обычно объединяют в отдельные блоки, помещают их в электрошкафы и соединяют с остальной аппаратурой штепсельными разъемами.

Электроаппараты, установленные на транспортных и разгрузочно- загрузочных устройствах, объединяются в самостоятельные блоки, к которым подводятся питающие провода от шкафа управления или близстоящего станка.

При соединении отдельных механизмов линии с электрошкафами в большинстве случаев применяют верхнюю разводку соединитель­ных проводов. Такая разводка предохраняет провода от попадания в них влаги, масла, стружки, а также позволяет быстро заменять те из них, которые вышли из строя. При верхних разводках прокла­дываемые провода подсоединяются к отдельным механизмам и агре­гатам через распределительные коробки, в которых монтируются наборы зажимов.

Электрооборудование, установленное на неподвижных узлах механизмов автоматической линии, соединяется проводами, проло­женными в стальных водогазопроводных трубах или металлорукавах. При большом числе электрических аппаратов на механизмах линий вместо труб и металлорукавов применяются плоские короба неболь­ших сечений, что обеспечивает повышение качества и надежности соединений, а также улучшает внешний вид самой линии.

В некоторых случаях верхняя разводка является неприемлемой, так как она может мешать работе цеховых транспортных средств. Тогда применяют прокладку проводов в газовых трубах, уложенных на некоторой глубине от уровня пола. Такая разводка не искажает

внешнего вида автоматических линий и дешевле прокладки в верх­них коробах. Однако замена проводов при этом очень затрудни­тельна.

Рис. 1. Расположение электрооборудования на автоматической линии
Рис. 1. Расположение электрооборудования на автоматической линии

где:1 — главный электрошкаф, 2 — короб верхней разводки, 3 — электропривод насосной станции, 4 — станки, 5 — наладочные пульты, 6 — электрошкафы станков, 7 — пульты управления станками, 8 — центральный пульт управления, 9 — электропривод тран¬спортера, 10 — электропроводка в металлических трубах.

На рис. 1 показано расположение электрооборудования на автоматической линии. Панели управления станками и сами станки установлены рядом. Электрооборудование, расположенное на под­вижных и неподвижных узлах, соединяется, как правило, гибкими проводами в эластичной защитной оболочке (металлорукаве), шлан­гом или многожильным кабелем. Различают несколько способов исполнения шланговой электропроводки: свободная (рис. 2, а), блочная (рис. 2, б) и гусеничная (рис. 2, в). Выбор того или иного способа исполнения зависит от длины и направления переме­щений подвижной части станков.

Способы исполнения подвижных шланговых электропро¬водок
Рис. 2 Способы исполнения подвижных шланговых электропро¬водок

где: а — свободна в, б — блочная, в — гусеничная

Для облегчения монтажных работ, а также ускорения нахожде­ния неисправных аппаратов и их замены все электрооборудование, установленное на механизмах автоматической линии или ГПС, мар­кируется в соответствии с обозначениями на принципиальной элек­трической схеме с помощью специальных табличек, прикрепляемых на каждом механизме. Эксплуатация автоматических линий и ГПС возможна только после окончания всех монтажных и пусконаладочных работ. В процессе эксплуатации персонал должен непрерывно наблю­дать за состоянием оборудования, в том числе и электрического. Существенную помощь при этом оказывают сигнальные лампы, инфор­мационные табло и пульты.

Довольно часто при эксплуатации автоматических линий встре­чается неисправность вводного автомата, проявляющаяся в изме­нении положения рукоятки из-за наличия напряжения на катушке дистанционного расцепителя.

Во время пуска одновременно нескольких электродвигателей большой мощности может произойти разрегулирование расцепителя автомата, в результате этого он отключается. Причинами отключения вводного автомата при работе линии является также короткое замыкание в силовых цепях или случайное механическое воздействие на элементы аварийной остановки. Если при включении вводного автомата не включаются цепи управления и не загорается лампа «Цепи управления», то необходимо либо проверить надежность включения собственных автоматов этих цепей, либо искать повреж­дение в цепях включения аппаратуры управления. Включение на центральном пульте лампы «Контроль изоляции» свидетельствует о замыкании на «землю» одной из фаз цепей управления, кото­рое надо быстро найти с помощью схемного контроля и устранить. При повышенном нагреве электродвигателей механизмов линии сра­батывает их защита. Причинами могут являться увеличенные нагруз­ки на двигатель из-за затупления режущего инструмента или увели­ченного припуска, а также обрыв фазы или витковые замыкания обмотки двигателя. Срабатывание защиты электродвигателей может произойти также и при разрегулировании защитных аппаратов, поэтому профилактическая проверка этих аппаратов является важ­ным мероприятием, повышающим безотказность работы линии.

Предотвратить или свести к минимуму простои оборудования позволяет плановая система технического обслуживания автомати­ческих линий и ГПС, включающая в себя техническую подготовку к работе, техническое обслуживание, профилактику и восстановление работоспособности (ремонт) отказавших элементов. Все мероприя­тия по планово-предупредительному ремонту электрооборудования должны проводиться в соответствии с правилами технической экс­плуатации и техники безопасности. Эти мероприятия включают в себя межремонтное обслуживание, а также малый, средний и ка­питальный ремонты. Межремонтное обслуживание заключается в поддержании электрооборудования в чистоте, в наблюдении за его нормальной работой и устранении мелких не­исправностей. Малый ремонт производится не реже двух раз в год без разборки электрооборудования. Сложные операции, вклю­чающие разборку электродвигателей и аппаратов, выполняют при среднем ремонте. Капитальный ремонт осуще­ствляют по мере необходимости. Он включает в себя разборку и полный ремонт электродвигателей, замену электрических аппаратов. Обычно средний и капитальный ремонты электрооборудования проводятся одновременно с ремонтом механических узлов.

При работе с элекрооборудованием необходимо выполнять сле­дующие правила техники безопасности. При отсутствии подачи на линию электроэнергии необходимо выключить вводной автомат. Запрещается приступать к работе при отсутствии ограждающих устройств на токопроводящих частях электрооборудования и элек­тродвигателях, неисправности заземляющих устройств. При уходе персонала даже на короткое время, а также при уборке, смазке и чистке оборудования необходимо выключать линию, сняв с нее напряжение путем отключения вводного автомата. Необходимо так­же тщательно закрывать двери всех электрошкафов и крышек рас­пределительных коробок. Запрещается снимать и нарушить преду­смотренные схемой блокировки, а также проводить работу при неисправных системах контроля и сигнализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: